Руслану, инженеру из столицы Беларуси Минска, война России в соседней Украине вдруг показалась ближе, чем когда-либо, когда военкомат недавно прислал ему повестку на военную подготовку.
Это часть усилий, в рамках которых тысячи мужчин в Беларуси примут участие в учениях на фоне опасений, что верный союзник Москвы может быть втянут в боевые действия.
«Нам говорят, что Беларусь не будет вступать в войну против Украины, но я слышу, как над моим домом ревут российские военные самолеты, направляющиеся на авиабазу Мачулищи под Минском», — сказал 27-летний мужчина в интервью Associated Press в телефонном интервью. Он попросил не называть его имени из соображений личной безопасности.
«Российские войска уже находятся в Беларуси, и я вижу, как страна постепенно превращается в военную казарму», — сказал он. «Все боятся, что белорусам не позволят слишком долго наблюдать за войной со стороны».
Президент Беларуси Александр Лукашенко приветствовал тысячи российских военнослужащих в своей стране, разрешил Кремлю использовать их для начала вторжения в Украину 24 февраля 2022 года и предложил разместить там часть российского тактического ядерного оружия . Но он избегает прямого участия Беларуси в боевых действиях — пока.
Аналитики и политические оппоненты говорят, что дальнейшее вмешательство в ситуацию в Украине может разжечь общественный гнев против него и ослабить его железную хватку у власти, которая длилась почти 29 лет.
Лукашенко, который регулярно встречается с президентом России Владимиром Путиным, полагался на политическую и экономическую поддержку Кремля, чтобы пережить месяцы протестов, массовых арестов и западных санкций после выборов 2020 года , которые сохранили его у власти и широко воспринимались как внутри страны, так и за рубежом как сфальсифицированный.
Российское вторжение крайне непопулярно в Беларуси, которая имеет 1000-километровую (620-мильную) границу с Украиной и имеет много граждан, имеющих там семейные или личные связи.
«Белорусы не видят смысла в этой войне, — говорит Светлана, 54-летняя менеджер из Лунинца, недалеко от границы. Она попросила не называть ее полного имени в целях ее собственной безопасности.
По ее словам, недавно в городе было сформировано новое белорусское подразделение противовоздушной обороны, и по мере роста численности войск «выросли страхи перед войной».
Белорусский военный аналитик Александр Алесин заявил, что если 45-тысячная армия страны будет отправлена в Украину, могут возникнуть «массовые отказы выполнять приказы».
Он сказал, что Лукашенко не пойдет на это, «потому что боится вызвать недовольство среди военных, которые могут повернуть свое оружие в другом направлении».
Соглашаясь разместить часть российского тактического ядерного оружия в своей стране, Лукашенко назвал этот шаг защитой от того, что он назвал агрессивными планами НАТО и заговорами Запада против его правительства.
«Они не бомбят страны ядерным оружием, — заявил недавно Лукашенко.
Путин заявил, что строительство пунктов хранения тактического ядерного оружия в Беларуси будет завершено к 1 июля. Россия уже модифицировала белорусские военные самолеты, чтобы они могли нести ядерное оружие, и передала своему союзнику ракеты малой дальности «Искандер», которые могут быть оснащены ядерной боеголовкой. Он также подготовил белорусские экипажи для управления самолетами и ракетами, оснащенными ядерным оружием.
По словам Алесина, во время холодной войны в Беларуси находилось около двух третей российского арсенала ракет средней дальности с ядерными боеголовками, добавив, что для такого оружия все еще можно использовать десятки хранилищ советской эпохи. Советское ядерное оружие, размещенное в Беларуси, Украине и Казахстане, было перемещено в Россию в рамках сделки при посредничестве США после распада СССР в 1991 году.
«Беларусь была советской ядерной крепостью, и теперь Путин и Лукашенко решили ее не только восстановить, но и укрепить», — сказал Алесин «АП». «Из Белоруссии российские ракеты с ядерными боеголовками могут достичь Украины, всей территории Польши, Прибалтики и части Германии, и этот «белорусский ядерный балкон» еще долго будет трещать нервы западным политикам».
Лидер оппозиции Светлана Тихановская, которая бросила вызов Лукашенко на выборах 2020 года после того, как ее муж-активист был заключен в тюрьму, заявила AP, что размещение российского ядерного оружия превратит белорусский народ в заложников.
«Развертывание российского ядерного оружия сделает Беларусь мишенью в случае эскалации и серьезно поставит под угрозу жизни белорусов», — сказала Тихановская, бежавшая из страны после выборов и ставшая яростным критиком Лукашенко в изгнании. «Два диктатора зашли слишком далеко в своих военных играх, и это приведет лишь к ужесточению западных санкций».
Эти санкции нанесли ущерб белорусской экономике, которая в прошлом году сократилась на рекордные 4,7%. Лукашенко надеется, что 70-процентный рост торговли с Россией в прошлом году смягчит последствия, и ожидает, что Беларусь получит прибыль от заказов Москвы на электронику и другие высокотехнологичные компоненты для систем вооружения.
Алесин сказал, что Москва предоставляет Минску «дешевую энергию и кредиты и открывает его обширный рынок в обмен на возможность контролировать белорусскую военную инфраструктуру».
Некоторые из 300 тысяч российских резервистов, призванных прошлой осенью Путиным в рамках его частичной мобилизации, проходят подготовку на полигонах в Беларуси. Лукашенко заявил, что 500 офицеров помогают обучать россиян, которые расположились лагерем рядом с белорусскими казармами.
Но это растущее участие Беларуси в военных действиях Кремля вызывает всеобщее недовольство, считает белорусский политолог Валерий Карбалевич.
«В Беларуси развернулось широкое партизанское движение, участники которого взрывают железнодорожные пути и российские военные самолеты, нападают на официальные российские и белорусские сайты», — сказал Карбалевич. «Превращение Беларуси в российский военный хаб и ее постепенное втягивание в войну вызвало общественное недовольство, вынуждая Лукашенко к эскалации репрессий».
BYPOL, организация бывших военных и силовиков, выступающих против Лукашенко, взяла на себя ответственность за февральскую атаку беспилотников на российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 на авиабазе Мачулищи под Минском. Власти заявили, что задержали подозреваемого, предположительно причастного к нападению, а также еще 30 человек, которым были предъявлены обвинения в терроризме и которым может грозить смертная казнь в случае признания их виновными.
По данным правозащитного центра «Вясна», в результате рейдов по всей стране было арестовано еще 300 человек по подозрению в связях с боевиками.
Лидер BYPOL Александр Озаров заявил AP, что если Беларусь вступит в войну с Украиной, это даст толчок его группе, которая выросла из протестов на выборах 2020 года.
«Если маленькая Беларусь начнет получать гробы из Украины, это неизбежно вызовет протесты, которые властям едва удалось подавить массовыми репрессиями», — сказал он. «Лукашенко обоснованно опасается, что вступление в войну приведет к резкому подъему партизанского движения».
Когда Путин начал вторжение, российские войска вошли в Украину из Белоруссии, предприняв в конечном итоге безуспешную попытку захватить Киев, расположенный всего в 90 километрах (около 55 миль) к югу. Части западной Украины, в том числе железнодорожные узлы Львова и Луцка, которые являются ключевыми каналами доставки западного оружия, также могут быть уязвимы для потенциального вторжения из Беларуси.
Президент Украины Владимир Зеленский недавно посетил пограничников на северо-западе Волынской области, призвав к бдительности в отношении возможного вторжения из Беларуси.
«Мы не видели никаких приготовлений в Минске, и Лукашенко пока сопротивляется втягиванию в войну с Украиной, но ситуация может измениться по мере того, как Беларусь становится все более милитаризованной», — сказал украинский военный аналитик Олег Жданов. «Лукашенко готов дать Путину все, что он хочет, кроме белорусских солдат. Но мы не слепы, и Киев серьезно обеспокоен резким увеличением российского военного присутствия в Беларуси».
Карбалевич, белорусский аналитик, сказал, что, хотя Лукашенко, вероятно, по-прежнему будет сопротивляться вступлению в войну, Москва может использовать угрозу нового вторжения в Украину со стороны Беларуси, чтобы вынудить Киев оставить значительное количество войск на границе.
«Плохо мотивированная и слабая белорусская военная армия мало что изменит на поле боя, но Кремлю нужно продолжать показывать Киеву и Западу, что белорусская угроза остается», — сказал он. «Путину удобнее использовать Минск как военный узел, сохраняя при этом постоянную угрозу вступления Беларуси в войну для сохранения давления на Украину».
Источник: AP News