Российские активы , замороженные на европейских счетах, могут приносить миллиарды долларов в год на восстановление Украины . Но можно ли использовать эти деньги, не нарушая международного права и не нанося ущерб международному авторитету евро?
Лидеры Европейского союза обсудили этот вопрос на заседании Европейского совета в четверг в Брюсселе.
«Европейский совет подвел итоги работы, проделанной в отношении обездвиженных активов России», — говорится в заявлении лидеров после встречи, добавив, что они продолжат работу над этим вопросом «в соответствии с законодательством ЕС и международным правом, а также в координации с партнерами». ».
По оценкам Всемирного банка, Украине потребуется не менее 411 миллиардов долларов для возмещения ущерба, нанесенного войной. А ЕС и его союзники полны решимости заставить Россию платить по счетам.
Одна из идей, выдвинутых в ЕС, состоит в том, чтобы снимать проценты с доходов, генерируемых российскими активами, оставляя при этом сами активы нетронутыми.
По словам Андерса Анлида, генерального директора Шведского национального совета по торговле и главы рабочей группы ЕС, занимающейся замороженными российскими активами, такой подход, вероятно, принесет около 3 миллиардов евро (3,3 миллиарда долларов) в год.
«Это лучший способ использования этих активов в соответствии с законодательством ЕС и международным правом», — сказал Анлид CNN, отметив, что это также мнение юристов Европейской комиссии, которая пообещала предложить способ использования замороженных российских активов в течение нескольких недель.
«Комиссия выступит с предложением, и мы осмотрительно сосредоточимся на непредвиденных прибылях от иммобилизованных активов российского центрального банка», — заявила журналистам в пятницу в Брюсселе президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен в конце двухдневной встречи.
Но некоторые государства-члены ЕС и Европейский центральный банк (ЕЦБ) выразили обеспокоенность тем, что даже тщательно продуманный план может подорвать доверие к евро как второй по величине резервной валюте мира. ЕС изо всех сил старается противопоставить незаконность российского вторжения своему строгому соблюдению верховенства закона.
«Мы должны уважать принципы международного права», — сказал высокопоставленный дипломат ЕС, пожелавший остаться неназванным, поскольку он не уполномочен обсуждать встречи за закрытыми дверями. «Это вопрос репутации, финансовой стабильности и доверия».
ЕЦБ отказался от комментариев.
Как это будет работать
После полномасштабного вторжения в Украину в феврале прошлого года ЕС и страны Большой семерки ввели беспрецедентные санкции против России, заморозив почти половину ее валютных резервов — около 300 миллиардов евро (327 миллиардов долларов) — среди прочих мер.
Около двух третей этой суммы, или 200 миллиардов евро (218 миллиардов долларов), находятся в ЕС, в основном на счетах в бельгийской Euroclear, одной из крупнейших в мире финансовых клиринговых палат.
Euroclear играет решающую роль на мировых рынках, улаживая трансграничные сделки и храня активы на сумму более 40 триллионов долларов.
В апреле группа заявила, что денежные средства на ее балансе увеличились более чем вдвое за год до марта и составили 140 миллиардов евро (153 миллиарда долларов), чему способствовали платежи, связанные с замороженными российскими активами, включая облигации.
Обычно эти платежи должны были производиться на российские банковские счета, но они были заблокированы в результате санкций и теперь сами по себе приносят огромные проценты.
Euroclear регулярно инвестирует такие долгосрочные остатки денежных средств, и в первом квартале она зафиксировала 734 миллиона евро (802 миллиона долларов США) в виде процентов, полученных на остатки денежных средств от российских активов, находящихся под санкциями.
План, предложенный рабочей группой ЕС, предполагает использование специального сбора для сбора непредвиденных процентных доходов, полученных Euroclear от замороженных российских активов, которые затем будут перечисляться в бюджет ЕС на восстановление Украины.
Выступая в кулуарах заседания ЕС в четверг, премьер-министр Латвии Артурс Кришьянис Кариньш назвал замороженные российские активы «легко висящими плодами».
«Нам нужно найти правовую основу для использования, мобилизации этих активов, чтобы помочь… оплатить ущерб, который Россия наносит Украине», — сказал он.
Но один высокопоставленный чиновник ЕС предупредил о непредвиденных последствиях, таких как то, что другие страны или инвесторы будут беспокоиться о безопасности своих активов в Европе.
«Те, у кого есть деньги, могут подумать… а что, если однажды я окажусь в списке», — сказал в среду чиновник, который также попросил не называть его имени, поскольку обсуждения носят частный характер.
Одним из способов снижения рисков для ЕС может стать координация действий с G7. «Я думаю, что дискуссия на «Большой семерке» очень важна», — добавил чиновник.
Анлид повторил это, отметив, что многие государства-члены ЕС подчеркивали важность того, чтобы блок предпринимал шаги «в тандеме с партнерами по G7».
Источник: CNN