Home » Таджикистан: Памирское меньшинство сталкивается с системной дискриминацией в ‘упущенный из виду кризис прав человека’
Азия Военный Война Глобальные новости Новости Таджикистан

Таджикистан: Памирское меньшинство сталкивается с системной дискриминацией в ‘упущенный из виду кризис прав человека’


Согласно новому исследованию Amnesty International, власти Таджикистана увековечивают системную дискриминацию и серьезные нарушения прав человека в отношении памирского меньшинства. Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) в Восточном Таджикистане является домом для нескольких этнических групп, образующих памирское меньшинство, в основном исповедующих шиитскую исмаилитскую ветвь ислама. Памирцы, которым центральные власти отказывают в официальном признании меньшинства и считают этническими таджиками, сталкиваются с системной дискриминацией, подавлением культурных и религиозных институтов, политическим угнетением и жестокими репрессиями за защиту своих прав.  

“Продолжающиеся преследования и нарушения прав человека в отношении памирского меньшинства в Таджикистане достигли тревожных масштабов много лет назад. Но бить в набат почти некому. Власти Таджикистана подавляют практически всю информацию из региона, в то время как международное сообщество в значительной степени упустило из виду этот серьезный кризис в области прав человека. Он требует немедленного внимания и действий со стороны международного сообщества для защиты прав и достоинства народа Памири, – заявила Мари Струтерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.

Таджикистан: Репрессии против памирского меньшинства, подавление местной идентичности, подавление всех инакомыслия подчеркивают нарушения экономических, социальных и культурных прав в результате: подавления памирских языков, культурных обычаев и самобытности; сильное присутствие сил безопасности из других регионов Таджикистана; жестокие репрессии протеста и широкомасштабные произвольные задержания; и социально-экономическая маргинализация, с которой сталкивается памирская община исмаилитов в Горном Бадахшане.

Дискриминация и секьюритизация 

Центральные власти пропагандируют культуру предрассудков в отношении памирцев. Поддерживаемая государством версия изображает их негативно, особенно исмаилитов, что приводит к широко распространенной дискриминации. Эта политика проявляется в репрессивной практике, включая пресечение использования памирских языков в средствах массовой информации, образовании и общественной жизни, исключение памирцев с влиятельных должностей в государственном управлении и аппарате безопасности, а также вымогательство и разрушение местных возможностей трудоустройства и памирского бизнеса. 

Сильное присутствие сил безопасности из других частей Таджикистана отражает презрение властей к горнобадахшанскому населению. “Слово ‘Pamiri’ [для сил безопасности] означает […] сепаратист, оппозиционер, главный враг,” сказал один из опрошенных. 

В ГБАО значительно возросло присутствие органов безопасности, в том числе Министерства внутренних дел (МВД) и Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ).Силовики установили вооруженные кордоны на дорогах и городских площадях, в том числе в столице ГБАО Хоруге, патрулируемом хорошо вооруженной полицией и военными. “Силы безопасности в Хору ведут себя как волки, присматривающие за овцами. ‘Вам не следует так ходить; вы не должны смеяться!’” сказал один из опрошенных. 

Операции по обеспечению безопасности в ГБАО включают наблюдение, запугивание и чрезмерное применение силы —, часто оправдываемое борьбой с терроризмом и организованной преступностью —, сопровождающееся произвольными арестами и судебным преследованием местных неформальных лидеров и простых памирцев, несмотря на отсутствие достоверных доказательств.  

“Грубая секьюритизация в Горном Бадахшане не подлежит никакому контролю. Местное население воспринимается центральным правительством как враждебное, а люди ежедневно подвергаются преследованиям и дискриминации, – сказала Мари Струтерс. 

Грубая секьюритизация в Горном Бадахшане не подлежит никакому контролю. Местное население воспринимается центральным правительством как враждебное, а люди ежедневно подвергаются преследованиям и дискриминации

Мари Струтерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

Репрессии 2021-2022 годов и их последствия 

Растущая напряженность вспыхнула после убийства известного памирского деятеля Гульбиддина Зийобекова в ноябре 2021 года. Официально описанные как результат перестрелки с правоохранительными органами, доказательства указывают на незаконное убийство безоружного человека, которое может быть приравнено к внесудебной казни. В ответ на четырехдневную акцию протеста в Хоруге силы безопасности применили огнестрельное оружие против толпы, которая до этого момента была мирной, убив двух протестующих и предположительно ранив около дюжины человек.  

“Мы сопроводили женщин […] в более безопасное место. В это время в меня попала пуля. Стреляли из подъезда здания, в форме. Некоторые из них стояли прямо в подъезде, некоторые из них находились на втором или третьем этаже, – сказал ” один из протестующих, описывая неизбирательное применение смертоносной силы сотрудниками правоохранительных органов. 

После ложных обещаний провести эффективное расследование власти вместо этого преследовали неформальных общественных лидеров, преследовали гражданское общество, запугивали и преследовали простых памирцев.  

Вторая вспышка насилия произошла в мае 2022 года, когда власти жестоко разогнали мирные протесты в Хоруге и Рушане, в результате чего погибли десятки памирцев, в том числе неформальный лидер Мамадбокир Мамадбокиров, застреленный неизвестными вооруженными людьми в пикапе —, вероятная внесудебная казнь. По независимым данным, 24 мирных жителя погибли, некоторые во время репрессий, а некоторые – в результате предполагаемых ответных незаконных убийств.  

Последующее подавление гражданского общества последовало за произвольным задержанием более 200 правозащитников, инакомыслящих и влиятельных фигур, таких как журналист и активист Ульфатхоним Мамадшоева и адвокаты Фаромуз Иргашев и Манучехр Холикназаров. В декабре 2023 года они были приговорены к 21, 29 и 15 годам лишения свободы соответственно на секретных судебных процессах, а подробности обвинений были обнародованы только шесть месяцев спустя.  

Произвольные задержания и пытки 

Власти Таджикистана регулярно произвольно задерживают, предположительно подвергают пыткам и другим видам жестокого обращения с памирцами, сообщая о принудительных признаниях и сфабрикованных обвинениях в преступлениях против “общественной безопасности,” “основ конституционного порядка” или “порядка управления.” Судебным разбирательствам не хватает прозрачности и надлежащей правовой процедуры, многие судебные процессы длятся всего несколько дней. Во время репрессий 2021-2022 годов сообщения о пытках и других видах жестокого обращения были обычным явлением.  

Один из задержанных после протестов в мае 2022 года заявил, что его лишили сна на два дня, избили кулаками и дубинками и ударили толстой книгой по голове. 

“Когда они спросили, а я не ответил, они обернули мои пальцы влажными салфетками, а затем [зафиксировали это] скотчем. Ставили клипы, что-то включали. [Электрический] ток был сильным. Делали это разными пальцами. Они делали это дважды в день, всего четыре раза,”, сказал он.

Международное сообщество должно срочно выразить властям Таджикистана обеспокоенность по поводу нарушений прав человека, с которыми сталкиваются памирцы

Мари Струтерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии

“После протестов 2021-2022 годов в Горном Бадахшане системная дискриминация памирской общины стала еще более укоренившейся, что привело к страху, преследованию и нарушению прав человека. Международное сообщество должно срочно выразить обеспокоенность по поводу нарушений прав человека, с которыми сталкиваются памирцы, властям Таджикистана, на всех возможных форумах, не в последнюю очередь международных форумах, проявить солидарность с народом Памири, предоставить защиту тем, кто добивается этого за границей, и принять решительные меры. действия по противодействию этой порочной системе в Таджикистане,” сказала Мари Струтерс.

Источник

Переводить