Четыре года назад Светлана Тихановская, учитель английского языка и переводчик, жила в Минске со своим мужем-политическим активистом. Сегодня она является белорусским лидером в изгнании, у которого есть резкое предупреждение для Запада о недавнем переезде лидера российских мятежников и наемников Евгения Пригожина на ее родину в Восточную Европу.
Пригожин и его люди не будут молчать или содержаться в Беларуси, сказала она Semafor в интервью в среду из Брюсселя. Но они будут служить преторианской охраной белорусского диктатора Александра Лукашенко и, возможно, нанесут удары по Украине с баз в бывшей советской республике.
«Мы действительно должны внимательно следить за тем, каковы будут последствия этой ситуации для самого Лукашенко, потому что, насколько я понимаю, он не знает, что теперь делать с Пригожиным», — сказала Тихановская. «Он объясняет это белорусскому народу: эти пригожинские отряды будут обучать белорусскую армию или белорусских военных, как летать, как управлять вертолетами. Но я думаю, единственное, чему могут научить эти головорезы Пригожина, — это тому, как насиловать, как убивать, как убивать людей».
Лукашенко заявил о себе в прошлую субботу как самопровозглашенный миротворец, когда он способствовал прекращению попытки Пригожина восстать против российского военного руководства. После череды звонков Лукашенко Пригожин согласился прекратить марш на Москву в обмен на безопасный проезд в Белоруссию, а президент России Владимир Путин согласился снять обвинения в государственной измене с командира группы Вагнера и его людей.
Тихановская сказала, что не считает, что вмешательство Лукашенко было вызвано альтруизмом или искренним желанием предотвратить кровопролитие. «Лукашенко боялся, но не за судьбу Кремля. Он беспокоился только о собственной силе», — сказала она. «Он знал, что если Россия вместе с Кремлем начнет рушиться или карабкаться, Лукашенко будет следующим… Он хотел спасти себя».
Шаг назад
Тихановская вышла на мировую арену в июле 2020 года, когда она заменила своего заключенного мужа Сергея Тихановского , чтобы бросить вызов Лукашенко на президентских выборах. Силач, казалось, обесценил перспективы женщины-кандидата и позволил ей участвовать в кампании.
Но наблюдатели за выборами и большинство западных правительств пришли к выводу, что Лукашенко систематически фальсифицировал результаты голосования, а затем арестовал многих лидеров оппозиции. Европейский Союз и США так и не признали результаты и ввели санкции против белорусских чиновников, предположительно причастных к мошенничеству. В марте этого года белорусский суд заочно приговорил ее к 15 годам лишения свободы за государственную измену и заговор с целью захвата власти.
Тихановская бежала сначала в Польшу, а затем в Литву, откуда 40-летний сейчас возглавляет правительство в изгнании, называемое Объединенным переходным кабинетом. Она сказала Семафору, что тайно поддерживает связь с сетью симпатизирующих белорусских правительственных чиновников, офицеров и лидеров гражданского общества для наблюдения за событиями. Она сказала, что уделяет особое внимание проверке проникновения боевиков Вагнера в ее страну и оценке того, используются ли они в военных целях. На спутниковых снимках, полученных новостными агентствами на этой неделе, видно, что к югу от Минска для Вагнера строится новая военная база .
«У нас внутри страны есть своя народная разведка, люди внимательно следят, какие машины приезжают в Беларусь… и приедет ли в нашу страну такое большое количество людей», — сказала она. — Но у нас пока нет таких доказательств.
Тихановская настаивает на том, чтобы белорусы сопротивлялись растущему военному присутствию России в их стране, что включает в себя размещение передовых войск и ожидаемое развертывание тактического ядерного оружия. Лидер оппозиции недавно писал о том, что белорусское подполье проводит все более агрессивные операции по саботажу российской военной машины. Это включало мартовскую атаку беспилотника на разведывательный самолет Кремля, дислоцированный на аэродроме Мачулищи под Минском .
Сегодня Тихановская подталкивает международное сообщество к тому, чтобы прекратить взаимодействие с администрацией Лукашенко и признать ее Объединенный переходный кабинет. Она сказала, что ее организация добилась успехов: в прошлом месяце она присутствовала на саммите Совета Европы в Исландии и регулярно общалась с администрацией Байдена, включая встречи и телефонные звонки с самим Байденом. Но она сказала, что изоляция режима Лукашенко международным сообществом не была достаточно единообразной, и оппозиции еще предстоит заполнить образовавшуюся пустоту.
«Замечательно, так что давайте двигаться дальше», — сказала Тихановская. «И вот что я хочу увидеть от мира: не легитимизировать себя Лукашенко и не оставлять пустое кресло вместо голоса Беларуси».
Следующие шаги
Лидер в изгнании также заявил, что Западу необходимо значительно усилить еще большее финансовое давление на Лукашенко и его приспешников, потому что они находят лазейки в режиме санкций и подключаются к экономике России и Китая. Тихановская надеется, что министерство финансов США введет более широкие секторальные санкции в отношении белорусской экономики, которые нанесли ущерб России, Ирану и Северной Корее.
Она также сказала, что удивлена тем, что США и НАТО не выразили больше беспокойства по поводу плана России разместить ядерное оружие в ее стране. (Тихановская сказала, что неясно, прибыли ли они уже.) Она сказала, что западные представители министерства обороны, возможно, пришли к выводу, что такое развертывание существенно не изменит стратегии безопасности НАТО в отношении Кремля. Но она сказала, что это может значительно укрепить позиции Лукашенко и убедить его в том, что он невосприимчив к давлению извне.
Беларусь вернула ядерное оружие Советскому Союзу в 1994 году в рамках поддерживаемого Западом перехода к независимости, направленного на сохранение запасов. «Сейчас, когда мы стали заложниками России, ваша позиция не ясна и не решительна», — сказала она.
Наконец, она подчеркнула, что диктатуры по всему миру, включая Беларусь, Китай, Иран и Северную Корею, все чаще работают сообща, и западные демократии должны отвечать тем же. «Я вижу, что на данный момент диктатуры объединились… Они составляют коалицию», — сказала она. «Вот почему демократиям, могущественным демократиям тоже пора оставаться едиными».
Источник: Yahoo